Изолирующие стыки обеспечивают надежное и безопасное железнодорожное движение. Элементы верхнего строения пути выполняют разные функции: где необходимо пропускать электрический ток между рельсами, а где, наоборот, следует полностью исключить. Важно периодически проводить техническое обслуживание, чтобы выявить проблемы и обеспечить функционирование железнодорожной инфраструктуры.
Что такое изолирующие стыки рельсов?
Стыки представляют собой места скрепления двух металлических конструкций в одну. Одной из основных функций изолирующих стыков рельсов – предотвращение электрической связи между соседними элементами высокоскоростной железнодорожной линии. Процесс блокирует передачу электрического тока между различными участками пути.
Изолирующие стыки должны располагаться над серединой шпального ящика. Торцы рельсов не должны иметь наката. Зазор в стыке по всей высоте рельса должен оставаться в пределах 5-10 мм.
Изолирующие стыки также выполняют функцию отделения участков пути с электрифицированными цепями от зон колеи, где эти цепи не используются, а также предотвращают обратный ток к направлениям, которые не должны его принимать. Дополнительно, они разделяют разнофазные нити и предотвращают электросвязь между ними. Такие меры снижают вероятность возникновения коротких замыканий и других аварийных ситуаций.
Особенности работы изолирующих стыков на Ж/Д
Рассмотрим основные особенности работы таких стыков:
Выбор материала для изолятора
Эффективность работы изолирующих стыков зависит от правильного выбора материала изолятора. Одним из наиболее актуальных вариантов является фибра, которая изготавливается из химически обработанного хлопкового волокна. Фибру можно выполнить в различных формах и размерах, но важно, чтобы ее толщина составляла либо 3,2 мм, либо 4,8 мм, обеспечивая прочность и удобную податливость. Материал изолятора должен быть стойким к истиранию, влаге и ударным нагрузкам от колес проходящего транспорта.
Продолжительность службы изолятора
Правильное выполнение сборки и подбор необходимых мер позволяют увеличить срок службы изолятора до более чем 5 лет. Даже после данного периода времени изолятор остается работоспособным для последующего использования.
Меры для продления эксплуатационного ресурса
При сборке изолятора важно выравнивать концы металлических конструкций, соединяющихся с фиброй, и обрезать их под углом в 90 градусов, тщательно очищать все контактные поверхности от ржавчины, пыли и других загрязнений перед выполнением соединения, закрывать место скрепления исключительно чистой смазкой, устанавливать прокладку на одном уровне с соседними направляющими и поддерживать подходящий зазор, тщательно затягивать болты, если они используются в конструкции.
Конструкция изолирующего стыка
На рынке представлены различные виды накладок для изоляции стыков, каждая из которых имеет свои особенности и преимущества. Рассмотрим основные виды изолирующих стыков и их характеристики:
Металлические объемлющие накладки:
- Прочные и жесткие, обеспечивают надежное крепление;
- Блокировка тока осуществляется за счёт промежуточных мембран и болтовых втулок из различных материалов;
- Простота конструкции обеспечивает надежность и долгий срок службы.
Двухголовые накладки для клееболтового соединения:
- Используются в уравнительных пролетах;
- Имеют специальные полнопрофильные формы для плотного облегания пазухи;
- Используются диэлектрические материалы для обеспечения изоляции.
Накладки из композитных материалов:
- Используются для предотвращения электрической связи скрепления;
- Обладают высокой стойкостью к внешним воздействиям;
- Гарантируют надежность и экономичность соединения.
Металлополимерные шарнирные накладки:
- Используются для предотвращения излома балок в местах болтовых отверстий;
- Позволяют снизить риск дефектов и увеличить ресурс колеи;
- Обладают хорошей эксплуатационной производительностью.
Каждый вид изолирующего стыка имеет свои преимущества, которые определяются целями и условиями эксплуатации.
Применение изолирующих стыков на железной дороге
Изолирующие стыки используются на различных объектах железной дороги, таких как светофоры, стрелочные переводы для магистралей и высокоскоростных участков, приемоотправочные пункты с большим объемом перемещения объектов, а также на станциях с низкой грузонапряженностью или малой интенсивностью движения поездов.
Срок службы зависит от различных факторов, включая нагрузку от колес вагонов и тележек, а также климатические условия на участке эксплуатации. Необходимо учитывать долговечность и степень разрушения изолирующих стыков. Например, сварные соединения обладают более высоким запасом прочности, чем болтовые, но повреждения при разрушительном воздействии на сварные соединения критичны.
Важную роль играет надежность отдельных элементов изолирующих стыков. Изолирующие стыки светофоров нужно заменять после наработки определенного количества тонн груза из-за деформации материалов под нагрузкой. По сравнению, ресурс клееболтовых скреплений может достигать больших значений, их легко демонтировать для последующего использования.
Важно постоянно следить за состоянием изолирующих стыков на железной дороге, проводить обслуживание и замену, чтобы обеспечить безопасность и надежность движения поездов.
Купить железнодорожные рельсы в «Русрельс» с доставкой по России и СНГ
Компания «Русрельс» предлагает ассортимент товаров для железнодорожного транспорта, включая возможность приобретения железнодорожных рельсов с доставкой как по всей России, так и в страны СНГ. Наша компания готова помочь вам определиться с выбором в соответствии с конкретными условиями вашей ситуации.
В ассортименте «Русрельс» представлены шпалы, металлоконструкции, крепежные элементы и другие товары, необходимые для обустройства железнодорожного полотна. Заказывая у нас, вы получаете возможность не только приобрести качественные товары по выгодным ценам, но и довериться опыту наших специалистов.
Мы предоставляем профессиональные услуги и качественную продукцию для Ж/Д транспорта. Обращайтесь к нам, чтобы сделать ваш проект надежным и успешным!