При формировании кранового пути мостового крана на опорных балках важно надежно закрепить металлоконструкции. Ближе познакомимся с элементами, которые помогут нам это сделать. В фокусе внимания будут упорные и прижимные планки для рельсов (У1, У2, У3, П1, П2) Р-24, Р-50, Р-43, Р-65. Рассмотрим их изготовление, размеры, вес и другие важные особенности. Безусловно, все комплектующие выполняют вспомогательную роль, но их значимость для правильного монтажа и надежности удерживания рельса на основаниях нельзя недооценивать.
Конструкция узла крепления
Необходимо, чтобы конструкция была точно такой же, как изображено на чертеже.
Разрешение на использование собранной конструкции зависит от многих факторов, включая тип используемых металлоконструкций, расчетную температуру (то есть температуру внешней среды, в которой находится объект строительства), а также нормальное расстояние между осями балки и центром монтажа.
Конструкция и размеры планок упорных, У2 и других
Упорные планки могут быть разработаны с учетом двух температурных режимов эксплуатации. В обычном режиме их можно использовать при температурах до -40°C и выше. В более жестких условиях, когда температура колеблется в диапазоне -40…-65°C, необходимы планки упорные, имеющие суффикс “ХЛ”. Например, У1 становится У1ХЛ, П2 – П2ХЛ и так далее. При выборе конкретных элементов необходимо учитывать климатические условия, в которых они будут эксплуатироваться. Использование элементов, не предназначенных для конкретного климата, приведет к быстрому износу, появлению зазоров или точек концентрации напряжений, что в свою очередь может привести к возникновению дефектов.
Перед использованием необходимо проверить болты, используемые для фиксации упорных и прижимных планок, на разрыв. Это требование устанавливается ГОСТом Р ИСО 898-1-2011 для нормального режима эксплуатации. Если болты выбираются для использования в холодных климатических условиях, они также должны быть испытаны на ударную вязкость.
Необходимо отметить, что допуски между реальными и расчетными размерами существуют. Однако, погрешность должна быть минимальной и находиться в пределах разрешенных отклонений. То же самое относится и к шероховатости поверхности — она может присутствовать, но не должна превышать определенного значения.
Межгосударственный стандарт 25347-82 устанавливает разницу между практическим и теоретическим диаметром технологического отверстия, тем самым регулируя этот параметр.
Конструкция и размеры прижимных планок для подкрановых путей
Прижимные планки являются важной составной частью узла крепления рельса к подкрановой балке серии 1.426.2 и ее подкатегорий. Одним из ключевых преимуществ этих планок является их длительный срок службы даже в экстремальных условиях, таких как морозы, а также их сейсмическая устойчивость. Они обладают высокой расчетной нагрузкой, достигающей 9 баллов по MSK-64, и остаются невредимыми даже в тех случаях, когда кирпичные стены разрушаются.
Одним из преимуществ конструкции прижимных планок также является их низкая потребность в обслуживании. В процессе эксплуатации достаточно регулярно осматривать планки на предмет повреждений и своевременно принимать меры по их исправлению, не требуя дополнительного укрепления или специального ухода.
При выборе прижимных планок для крепления подкрановых рельсов к металлическим балкам, можно также учесть следующие особенности. Исполнение планок может осуществляться методом гибки, что позволяет сохранить требуемый уклон. Важно обратить внимание на то, чтобы погрешности при изготовлении не превышали допустимых значений, установленных межгосударственным стандартом 24741-81.
Комплектация прижимных планок может включать нестандартные болты, шайбы и гайки, но при этом необходимо предварительно согласовать эти детали с производителем или поставщиком.
Также возможно наличие необычного числа технологических отверстий в планках. Например, при заказе планок напрямую у завода-изготовителя можно договориться о партии планок с одним посадочным местом вместо двух.
Технические требования
Все крепежные элементы должны соответствовать актуальным ГОСТам, включая межгосударственный стандарт 23118-2012, если речь идет о чертежах КМД. Материал для изготовления зависит от температурного режима и определен ГОСТом 380-2005:
- При температуре -40 градусов и выше используется сталь ВСт3кп2.
- При температуре от -40 до -65 градусов можно использовать ВСт3Гпс5 или ВСт3сп5.
Болты для прижимов подкрановых путей, предназначенные для расчетных условий, должны быть протестированы на разрыв в соответствии с ГОСТом Р ИСО 898-1-2011. Если планируется использование в условиях сильных морозов, необходимо провести тесты на ударную вязкость и на разрыв.
Некоторые отклонения реальных размеров допустимы, но их предельные значения должны соответствовать чертежам №2 и №3. Шероховатости также должны соответствовать этому условию. Максимальная разница между фактическими и номинальными значениями диаметров технологических отверстий определена ГОСТом 25347-82.
Прижимная планка П1 и П2 (ГОСТ 24741-81)
Прижимные планки П1 и П2 (ГОСТ 24741-81) предназначены для надежной фиксации рельсов. Изготовлены из высокопрочной стали, эти изделия обеспечивают прочное и надежное крепление. По своей форме они представляют собой прямоугольные пластины с отверстиями для болтов и выступом, который прилегает к основанию рельсов.
Прижимная планка крепится с обеих сторон рельса, создавая жесткую фиксацию. Это исключает смещения рельсов по сторонам или в вертикальном направлении. Благодаря этому, прижимные планки П1 и П2 играют важную роль в обеспечении безопасности и стабильности железнодорожного движения.
Важно отметить, что данные планки соответствуют ГОСТ 24741-81, что подтверждает их соответствие стандартам качества и надежности. Вместе с этим, высокопрочная сталь, из которой они изготовлены, обеспечивает долговечность и стойкость к повреждениям.
Упаковка, маркировка и хранение
Для упаковки прижимных и упорных соединительных планок для рельсов необходимо использовать отдельные упаковки, такие как деревянные ящики или другие тары, соответствующие требованиям ГОСТа 2991-85 и заранее согласованные с потребителем. Все обозначения и артикулы должны соответствовать межгосударственному стандарту номер 14192-96, который требует указания товарного знака производителя, условного обозначения элемента и узла крепления, общего числа деталей, массы брутто и штампа отдела технического контроля.
Транспортировка может осуществляться любым видом транспорта, включая водный, но планки должны быть надежно защищены от грязи и механических повреждений. При деформации планки не могут использоваться для комплектации узла.
Хранение планок должно осуществляться на закрытых площадках, желательно в специальных складских помещениях, где они будут защищены от атмосферных осадков и других внешних факторов. Планки следует хранить в упаковке, которая не собирает пыль. Регулярные проверки помогут обнаружить результаты коррозии или других повреждений и предотвратить их развитие до эксплуатации.
Указания по монтажу
Крепление рельсов к подкрановым балкам петушками и планками осуществляется строго согласно актуальным схемам установки, которые были предварительно рассмотрены и утверждены. Этот процесс также должен полностью соответствовать положениям СНиП III-18-75.
Важно отметить, что сварку следует выполнять только после рихтовки двутавровых балок. При этом необходимо обеспечить толщину шва не более 6 мм. В процессе сварки можно использовать электроды одного из двух типов:
Э42 – при расчетной температуре в -40 градусов Цельсия или выше;
Э42А – если предполагается, что температурные условия эксплуатации будут находиться в диапазоне -40…-65 0С.
Кроме того, в качестве современной альтернативы стоит рассмотреть сборно-разборные соединения. Они более практичные по сравнению с неразъемными сварными соединениями, так как позволяют быстро заменить поврежденный участок полотна, не требуя разборки всей линии и обеспечивая оперативный ремонт или замену.
При монтаже необходимо соблюдать указанное расстояние между прижимными планками подкрановых рельсов, которое приведено в первой таблице обзора и составляет от 95 до 500 мм (в зависимости от выбранной марки). Также важно соблюдать все другие допуски, регламентированные ГОСТом 4121-96 и другими межгосударственными стандартами. Помните, что даже незначительное отклонение от нормы может привести к возникновению зазоров или излишнего напряжения, что негативно скажется на надежности крепления и его сроке службы.
По завершении монтажных работ все детали необходимо подготовить для долгосрочной эксплуатации, очистить детали, зашпатлевать, окрасить, используя такие же составы, которыми уже покрыты опорные основания.
Соблюдение всех указанных инструкций и процедур обеспечит правильный и надежный монтаж, а также продлит срок службы конструкции.