Москва, СВАО, Марьина Роща, ул. Складочная, д. 1
Казань, ул. Чернышевского, 33
Пн-Пт 8:00-17:00 sell@rosrels.ru
8 (800) 775-20-34
sell@rosrels.ru 8 (800) 775-20-34

Классификация стрелочных переводов: устройство и схема

image

Стрелочные переводы являются важным элементом конструкции железнодорожного пути, позволяющим подвижному составу перемещаться с одного пути на другой. Существует множество типов и марок стрелочных переводов, которые постоянно совершенствуются и изменяются в соответствии с требованиями времени. На Российских железных дорогах эксплуатируется порядка 170 тыс. стрелочных переводов различных типов и марок, но большое количество устройств устаревшей конструкции снижает скорость движения на станциях и участках. В данной статье мы рассмотрим классификацию стрелочных переводов, их устройство и схему, чтобы лучше понимать их работу и принципы функционирования.

Соединения и пересечения путей. Стрелочные переводы

Для перехода мобильных объектов с одного пути на другой используются устройства, относящиеся к верхнему строению, которые соединяют и пересекают пути. Соединение путей между собой осуществляется с помощью стрелочных переводов, а пересечение – глухими пересечениями. Стрелочные улицы и съезды создаются с использованием стрелочных переводов и глухих пересечений.

В зависимости от условий и назначения соединения путей между собой, стрелочные переводы подразделяются на одиночные, двойные и перекрестные. Одиночные переводы бывают обыкновенные, симметричные и несимметричные.

Назначение и виды стрелочных переводов

Обыкновенный стрелочный перевод:

– используется для соединения двух путей;

– может быть право или левосторонним;

– применяется при отклонении бокового пути от прямого в ту или другую сторону;

– включает в себя стрелку, крестовину с контррельсами, соединительную часть между ними и переводные брусья;

– стрелка состоит из двух рамных рельсов, двух остряков и переводного механизма;

– перевод остряков осуществляется специальными стрелочными приводами через одну или две тяги;

– в приводе имеется устройство, запирающее остряки в том или ином положении и контролирующее их плотное прилегание к рамным рельсам;

– крестовина состоит из сердечника и двух усовиков;

– контррельсы направляют гребни колес в соответствующие желоба при проходе колесной пары по крестовине;

– переводы с меньшими углами крестовин допускают большие скорости движения поездов на боковой путь;

– стрелочные переводы крепятся с помощью специальных башмаков, подкладок, шурупов и костылей к переводным брусьям или железобетонным плитам, которые укладываются на балластную призму.

Симметричный перевод:

– имеет те же основные элементы, что и обыкновенный;

– благодаря меньшей длине остряков, крестовины и переводной кривой позволяет значительно сократить длину соединения путей;

– применяется при разветвлении основного пути на два под одинаковым углом а/2 при укладке путей на станциях;

– разносторонние несимметричные переводы, имеющие разные углы отклонения обоих путей от основного, используются редко.

Двойной перевод:

– разветвляет основной путь на три направления;

– предназначен для укладки в стесненных условиях.

Перекрестный перевод:

– дает возможность переходить подвижному составу с одного пути на другой в обоих направлениях;

– имеет восемь остряков и четыре крестовины – две острые и две тупые.

Стрелочные переводы различаются типом рельсов, а также конструкцией остряков и значениями углов, образуемых в крестовинах пересекающимися рельсовыми нитями. Остряки могут быть прямолинейные и криволинейные. Последние образуют меньший угол с рамным рельсом, что облегчает вписывание подвижного состава в переводную кривую.

Конструкция стрелочного перевода

Конструкция состоит из стрелки, крестовины с контррельсами, соединительных путей и переводных брусьев. Рядом со стрелочным переводом располагается прямая вставка перед началом кривой. Каждый перевод имеет уникальный номер. Он назначается арабскими нечетными цифрами для нечетных поездов и четными для четных поездов. Нумерация начинается с первой входной стрелки, ведущей на станцию. Ось пассажирского здания (ось станции) является границей между четной и нечетной нумерацией. На крупных станциях, где пути собираются в парки, каждому парку присваивается своя сотня номеров для нумерации стрелочных переводов.

Основные геометрические размеры стрелочных переводов

Основные элементы геометрии стрелочных переводов включают угол крестовины, математический центр и марку крестовины. Разметка стрелочного перевода включает расчеты для определения расстояний и расположения элементов, которые записываются в таблицах для стандартизации всех стрелочных переводов. Центр стрелочного перевода определяется как точка пересечения осей сходящихся путей, а математический центр крестовины – как точка пересечения рабочих граней сердечника крестовины. Полная длина стрелочного перевода зависит от марки крестовины, тангенса угла и радиуса переводной кривой.

Стрелочные переводы обычно изображаются в осях путей, и на главных, приемоотправочных и прочих путях укладываются в соответствии с типами рельсов. Стрелочные переводы на главных путях, по которым проходят поезда со скоростью более 100 км/ч, должны иметь крестовины не круче 1/11, а на приемо-отправочных путях грузового движения – не круче 1/9. Односторонние стрелочные переводы марок 1/11 и 1/9 из рельсов Р43 допускают скорость движения поездов на боковой путь (или с бокового пути) 40 км/ч. Симметричные переводы типов Р50 и Р43 марки 1/6 укладываются в сортировочных парках для сокращения длины горловин и могут применяться на путях грузовых дворов, локомотивного и вагонного хозяйств.

Взаимное расположение стрелочных переводов

Переводы стрелок, расположенные на одном пути, могут быть размещены по-разному. Основные схемы расположения смежных взаимных стрелочных переводов приведены на рисунке.

При укладке переводов на боковых путях, направленных в разные стороны (схема I) или в одну сторону от основного пути (схема II), между стыками рамных рельсов устанавливают прямую вставку d. При попутной укладке переводов (схема III) вставка d размещается между торцом крестовины первого перевода и началом рамного рельса второго перевода. Длина вставки d зависит от схемы укладки и назначения путей.

При укладке переводов на главных путях по схемам I-III длина вставки d должна быть не менее 12,5 м, а в стесненных условиях – не менее 6,25 м. Если на главных путях предусмотрено скоростное движение поездов, длина вставки d должна быть не менее 25 м (в трудных условиях – 12,5 м).

При укладке двух встречных переводов на приемоотправочных путях по схемам I и II, длина прямой вставки d для схемы I должна быть не менее 12,5 м, а для схемы II – не менее 6,25 м. В стесненных условиях для каждой из обеих схем длина вставки d должна быть не менее 6,25 м.

На приемоотправочных путях крупных станций при реконструкции в стесненных условиях, а также на прочих путях укладку прямой вставки по схемам I и II можно не предусматривать.

При укладке двух попутных переводов на главных путях (схема III) следует предусматривать прямую вставку d длиной не менее 12,5 м, а в стесненных условиях – не менее 6,25 м. При укладке на приемоотправочных путях двух попутных переводов (схема III) длина прямой вставки должна быть не менее 6,25 м. В стесненных условиях и на прочих путях длина вставки должна быть не менее 4,5 м.

При укладке переводов из рельсов разных типов прямая вставка d должна быть не менее 12,5 м.

При ответвлении двух параллельных путей в одну сторону (схема IV) и в разные стороны (схема V), расстояние между центрами переводов L определяется из условия, чтобы расстояние е между осями путей было не менее величины, установленной проектом. Для обеспечения безопасности одновременных передвижений по обоим путям в схеме V, расстояние между осями путей должно быть не менее 4,8 м.

Вам может быть интересно

Популярные товары

ХИТ
Рельс Р65
Рельс Р65
64 000 115 000 
Заказать
ХИТ
Рельс железнодорожный Р43
Рельс железнодорожный Р43
65 000 140 000 
Заказать
ХИТ
Рельс КР-120
Рельс КР-120
142 000 
Заказать