Москва, СВАО, Марьина Роща, ул. Складочная, д. 1
Казань, ул. Чернышевского, 33
Пн-Пт 8:00-17:00 sell@rosrels.ru
8 (800) 775-20-34
sell@rosrels.ru 8 (800) 775-20-34

Глухое стрелочное пересечение

image

Глухие стрелочные пересечения предназначены для того, чтобы рельсовые пути пересекались на одном уровне. Основное преимущество таких конструкций заключается в их компактности и низкой стоимости, поскольку они не требуют строительства эстакад и путепроводов. Однако у глухих пересечений есть и недостатки: низкие скорости движения поездов и необходимость дополнительных мер безопасности для предотвращения столкновений. Эти пересечения обычно используются на станциях и на путях промышленных предприятий. Из-за проблем с безопасностью они редко применяются на магистральном транспорте и чаще встречаются в ограниченных территориях.

Геометрические параметры

Для укладки стрелочного перевода в путь необходимо сначала определить его ключевые геометрические параметры, то есть провести разбивку стрелочного перевода. При этом устанавливаются следующие размеры:

  • Ц — центр стрелочного перевода (пересечение осей сходящихся путей);
  • МЦ — математический центр крестовины (пересечение условных продолжений рабочих граней сердечника крестовины);
  • а0 — расстояние от центра стрелочного перевода до начала остряков;
  • m — расстояние от переднего стыка рамных рельсов до начала остряков;
  • a — расстояние от центра стрелочного перевода до переднего стыка рамных рельсов (a=a0+m);
  • b0 — расстояние от центра стрелочного перевода до математического центра крестовины;
  • q — расстояние от математического центра крестовины до ее заднего стыка (торца);
  • b — расстояние от центра стрелочного перевода до торца крестовины (b=b0+q);
  • Lп — полная длина стрелочного перевода от переднего стыка рамных рельсов до торца крестовины (Lп=a+b);
  • α — угол крестовины;
  • Rпер — радиус переводной кривой.

Числовые значения этих параметров зависят от типа рельсов, марки крестовины и особенностей конструкции. На схемах стрелочный перевод можно изображать как в нитях (а), так и в осях (б). Для упрощения чтения и нанесения чертежей, на планах железнодорожных путей наносят только оси путей, съездов, глухих пересечений, стрелочных улиц и центры стрелочных переводов. Это облегчает разбивку путей и переводов для их укладки на станциях, позволяя использовать прямые отрезки для определения размеров.

Виды глухих стрелочных пересечений

Глухие стрелочные пересечения классифицируются в зависимости от угла пересечения рельсовых путей на прямоугольные и косоугольные.

Прямоугольные глухие пересечения делятся на:

  • Пересечения с одинаковой шириной колеи и различной шириной колеи.
  • Пересечения с цельнолитыми крестовинами и со сборными крестовинами, состоящими из цельнолитых частей, сердечника и изнашиваемого усовика.

Прямоугольное глухое пересечение (см. рисунок 8.4) включает четыре крестовины, четыре контррельса, один замкнутый контррельс и другие элементы. В таких пересечениях колесо может резко ударяться о рельсовую нить при переходе. Для предотвращения этого в сборных крестовинах иногда устанавливают вкладыши, по которым катится колесо, обеспечивая плавный переход с уклоном от 0,01 до 0,25 градуса.

Прямоугольные глухие пересечения для путей шириной 1520 мм (тип Р50) и 1524 мм (типы Р50 и Р43) обычно имеют цельнолитые крестовины и монтируются на деревянные брусья.

Косоугольные глухие пересечения бывают:

  • С одинаковой шириной колеи.
  • С разной шириной колеи.

На магистральных железных дорогах преимущественно используются косоугольные глухие пересечения с одинаковой шириной колеи.

Косоугольное глухое пересечение состоит из двух острых и двух тупых крестовин, рельсов и переводных брусьев. Основной геометрией такого пересечения является ромб с вершинами Ок, 1, Ок, 3. Основные геометрические параметры:

  • А — большая диагональ ромба (расстояние Ок—Ок).
  • В — малая диагональ ромба (расстояние 1—3).
  • С — сторона ромба (расстояние Ок—1, измеренное по рабочей грани рельса, усовика и сердечника).
  • Lп — полная или практическая длина глухого пересечения.
  • n, m, n0, m0 — размеры крестовин.

Угол крестовин γ выбирается в зависимости от назначения глухого косоугольного пересечения:

  • Для самостоятельного устройства угол γ обычно составляет 75°, 60°, 45°, 30° и 2α, где α — угол крестовины одиночного стрелочного перевода.
  • Для укладки в перекрестный съезд угол γ равен 2γ; в этом случае тупые и острые крестовины маркируются как 2/N, что позволяет сформировать перекрестный съезд из комбинации глухого пересечения марки 2/N и четырех обыкновенных стрелочных переводов марки N. Если междупутья недостаточно, могут использоваться элементы обычного стрелочного перевода марки N для обеспечения замены изношенных деталей.

В некоторых случаях угол γ устанавливается равным углу α крестовины одиночного стрелочного перевода, что позволяет унифицировать конструкции и упростить замену элементов. Острые крестовины косоугольного пересечения конструктивно отличаются от крестовин одиночных стрелочных переводов только размерами, связанными с углом γ. Они проектируются и рассчитываются аналогично крестовинам одиночных переводов.

Тупые крестовины косоугольного пересечения имеют свои особенности:

  • Угол γ может быть равен углу α, 2α или более.
  • В тупой крестовине два сердечника, а контррельс является составной частью и поднят относительно поверхности катания рельсов.

Крестовины марки 1/6 и круче имеют небольшое вредное пространство, и свисающий в желоб колесный гребень не занимает критичное положение. При марке крестовин 1/4,5 и круче повышение контррельса не требуется. Для марок 1/9 и более неперекрытие ограничивает применение, и такие крестовины нужно делать с подвижными сердечниками для предотвращения сходов вагонов на сортировочных горках и при других неравномерных движениях.

При изготовлении тупых крестовин с подвижными сердечниками для перекрестных стрелочных переводов, сердечник прижимается к усовику, создавая непрерывную поверхность катания. Подвижные сердечники могут быть выполнены из остряковых рельсов пониженного профиля, а вместо усовика используется массивный литой усовик из высокомарганцовистой стали.

На линиях с безостановочным движением поездов укладка перекрестных стрелочных переводов и глухих пересечений в главные пути допускается только при условии, что это не ограничивает установленные скорости движения поездов.