Москва, СВАО, Марьина Роща, ул. Складочная, д. 1
Казань, ул. Чернышевского, 33
Пн-Пт 8:00-17:00 sell@rosrels.ru
8 (800) 775-20-34
sell@rosrels.ru 8 (800) 775-20-34

Путевые железнодорожные инструменты

image

Путевой инструмент — обобщающее название группы приспособлений, применяемых при строительстве, ремонте и обслуживании железных дорог, стрелочных переводов и станций. Он делится на два типа: ручной и механизированный.

Ручной путевой инструмент отличается простотой и требует физического усилия для его использования. К числу таких инструментов относятся подбойки, костыльные молотки, трещотки для сверления отверстий под болты и ломы.

Механизированный путевой инструмент, в свою очередь, работает на пневматическом, гидравлическом или электрическом приводе и выполняет такие задачи, как сверление, шлифование швов и подбивка. В этом случае оператор лишь направляет инструмент, что значительно облегчает процесс.

На протяжении долгого времени оба эти типа инструментов были основными в своей области, однако сейчас всё чаще применяются путевые машины, способные осуществлять более сложные работы, хотя требуют высокой квалификации от оператора и имеют более высокую стоимость. Тем не менее, штанги-груши, клещи и пробойники по-прежнему остаются необходимыми и должны быть в арсенале каждой бригады, занимающейся ремонтом и обслуживанием железнодорожных путей.

Винтовые приборы для регулировки зазоров

Инструменты используются в железнодорожной отрасли для регулировки рельсовых зазоров. Эти приборы состоят из винта и двух башмаков, которые защемляются на головках соседних рельсов. Особенность прибора заключается в эксцентриковом валике, который воздействует на боковую стенку головки рельса и обеспечивает надёжное закрепление прибора на путевых рельсах.

Установка прибора происходит следующим образом: прибор накладывается на головки рельсов так, чтобы головки охватывались эксцентриковым валиком и затылочной частью вильчатого конца башмака. Затем башмаки закрепляются на головках рельсов поворотом рычага эксцентриковых валиков.

Вращение винта приводит к передвижке рельсовой нитки и установке требуемого зазора. При этом башмаки перекашиваются и прочно защемляют головки рельсов.

Рихтовочные приборы

Специализированный путевой инструмент используется для уменьшения количества монтеров в бригаде и облегчения выполнения различных задач на железнодорожных путях. Рихтовочные приборы имеют конструктивные различия, но схожи по принципу действия. У каждого прибора есть подошва, которая размещается на балластном слое шпального ящика и служит рычажной опорой. Подошва может иметь загнутый книзу конец или выступы/шипы для улучшения сцепления с поверхностью. С помощью рихтовочных приборов можно успешно решать различные задачи, такие как сдвижка на переездах с асфальтовым покрытием, поднятие просевших стыков и другие работы на железнодорожных путях.

Путевые визирки

Инструменты используются для проверки и контроля состояния железнодорожных путей. Они состоят из трёх основных элементов: дальней, промежуточной и смотровой реек. У последней рейки есть специальная щель, позволяющая определить положение пути относительно уровня головки рельса.

Для корректной работы визирок их следует устанавливать горизонтально. Один из концов элемента крепится к колышку, а другой — к рельсу. Затем необходимо отрегулировать высоту, чтобы ось инструмента располагалась параллельно балластной подушке. После этого можно начинать исправление просадок и толчков колеи с помощью визирок.

Основные характеристики стандартной геометрии и конструкции визирок включают:

  • Ширина рейки — 15 см.
  • Длина рейки — 3 метра.
  • На рейке имеются две шкалы, которые градуированы по высоте с шагом 1/8 дюйма.
  • Насечки на рейках выполнены из латуни или бронзы для долговечности.
  • Каждая пара измерителей фиксируется на металлической подставке в форме швеллера и прикрепляется к рельсовой головке.
  • В средней части устройства установлен ограничитель с точностью показаний 1,6 мм.

Для лучшей видимости и наглядности визирки окрашиваются в черно-белую полоску, называемую «зеброй». Эта окраска делает инструмент более заметным и облегчает работу с ним.

Путевые уровни

Изготавливаются из твердой древесины и имеют регулируемый уровень с высокой чувствительностью. Форма уровня цилиндрическая, радиус составляет 157 сантиметров, и для дополнительной надёжности он укреплен гипсом. Вес уровней составляет примерно 2,3–2,5 килограмма.

Путевые уровни используются для проверки горизонтальности рельсовых путей, определения отклонений от нормы и обеспечения правильной укладки и обслуживания железнодорожных путей.

Клещи

Ручной инструмент используется для различных целей. Вот некоторые востребованные варианты клещей:

  • Шпальные клещи: состоят из двух стальных элементов размером 25 на 13 мм, оснащены остро заточенными нижними концами и кольцами на верхней части для облегчения захвата. Их масса составляет 4,5 кг, длина — 74 см, а максимальное открытие — от 102 до 394 мм.
  • Клещи для брусьев: напоминают шпальные клещи, но имеют иные размеры. Их масса достигает 5,5 кг, а общая длина составляет 106,1 см.
  • Крановые клещи: предназначены для загрузки и разгрузки элементов ВСП при формировании колеи. Благодаря овальным звеньям они надежно фиксируются на металлоконструкции и не скользят. Изготавливаются из прутка низкоуглеродистой стали с диаметром 22,2 мм и могут раскрывать до 171,4 мм.
  • Рельсовые клещи: используются для перемещения двутавровых балок на короткие расстояния. Они способны выдерживать большие нагрузки благодаря шарниру, который представляет собой соединительную заклепку диаметром 19 мм.

Костыльный лом — это еще один пример простого ручного инструмента. Его форма должна соответствовать стандартам, чтобы избежать поломки губок или их соскальзывания во время работы. Основные параметры: масса около 15 кг, длина 1,5 м, глубина выреза 50,8 мм, ширина захвата 76 мм, а форма конца, не относящегося к лапе, напоминает зубило. Небольшие изгибы стержня допустимы для удобства захвата, однако только с целью предотвращения ударов ладоней о рельс.

Костыледер

Специальный инструмент предназначен для работы в труднодоступных местах, где лом не обеспечивает достаточной эффективности. Он имеет восемь приливов, расположенных по четыре с каждой стороны на расстоянии 50,8 мм друг от друга.

Для максимальной эффективности использования захватная часть костыледера должна точно соответствовать форме крепежа.

Основные характеристики костыледера:

  • масса — около 1,1 кг;
  • длина — 305 мм;
  • допуск по размерам сечения — 5%.

При ремонте и обслуживании железных дорог иногда используются облегчённые модели костыледеров весом от 680 г до 1 кг.

Пробойники для железной дороги

Специализированные инструменты, используемые для пробивания отверстий в различных материалах. Пробойники бывают двух видов: для пробок и путевые. Первый тип используется для выбивания отслуживших своё элементов из шпал. Второй предназначен для удаления стыковых болтов и демонтажа костылей без головок.

Путевые пробойники должны проходить насквозь поврежденного крепежа, после чего его можно легко вытянуть. Вес обоих вариантов составляет примерно 2,5 килограмма, а допуски по сечению, длине и конусности отверстия составляют до 5%, до 2% и угол 40 для большего диаметра и 30 для меньшего соответственно.

Штанга-груша

Инструмент, который применяется для установки пробок в технологические отверстия шпал при полной замене пути, представляет собой трубчатую рукоятку с головкой на конце и штангу длиной 1,22 м, к ударной части которой приварен стальной цилиндр. Вес штанги составляет 6,1 кг.

Еще одним вспомогательным устройством является вилка, предназначенная для быстрого поворота рельса Р-65 (или другого профиля) в удобное положение для захвата его клещами. Рабочая часть вилки на верхнем конце обеспечивает надежное прилегание к головке и подошве металлоконструкции, предотвращая ее скольжение. Вес вилки колеблется от 2,7 до 5 кг в зависимости от модели, и она обычно изготавливается из алюминиевого сплава с термической обработкой.

Прессы для изгиба рельсов

В железнодорожной отрасли для модификации формы стальных балок используются различные типы прессов. Основные из них: домкратный, арочный (по конструкции Кроу) и пресс «Самсон».

Домкратный пресс представляет собой устойчивую квадратную стальную отливку, оснащенную захватом, рычагом и гидравлическим или механическим подъемным механизмом. Изменение геометрии металлоконструкции происходит при движении рейки или штока.

Арочный пресс (конструкция Кроу) имеет форму перевёрнутой буквы U с крюками на концах и нажимным винтом посередине. Этот пресс отличается высокой универсальностью, что позволяет ему обрабатывать как лёгкие двутавровые балки, так и более тяжёлые элементы, вес которых может достигать 77 килограммов на погонный метр.

Пресс «Самсон» изготовлен с цельнолитой станины и оборудован рычагом и нажимным винтом. Его конструкция обеспечивает плотную фиксацию одной стороны захвата, что гарантирует надежный захват противоположной стороны благодаря качественной опоре в точке, параллельной крюку. Это позволяет осуществлять изгиб с минимальными усилиями.

Обрезка рельсов

Ручные пилы и механические рельсорезы обеспечивают более точную и безопасную обрезку рельсов, минимизируя риск их повреждения.

Сверление — актуальная операция при обработке металлоконструкций осуществляется на двух типах станков: трещотках и устройствах с конической зубчатой передачей.

Трещотки выделяются своей надежностью, точностью и высокой скоростью выполнения отверстий. К ним можно подсоединить дополнительные электроинструменты, что значительно расширяет их функционал.

Станки с конической зубчатой передачей тоже предлагают высокий уровень надежности и точности, хотя их производительность может быть немного ниже. Тем не менее, возможность подключения электроинструмента делает их также универсальными.

Путевой шаблон

Инструмент, применяемый в железнодорожном транспорте для контроля параметров пути в ходе строительства, ремонта и текущего обслуживания, представляет собой конструкцию с деревянной основой и металлическими концами. На передней части находятся ножки, которые обеспечивают стабильное положение и надежный контакт с рельсами. Этот шаблон позволяет измерять такие параметры, как ширина колеи, уровень рельсов, положение подуклонки, зазоры в стыках, а также боковые и волнообразные износы рельсов и координаты на стрелочных переводах. Существует несколько типов путевых шаблонов, среди которых ШП.01 и ШП.02, предназначенных для измерения ширины колеи и высоты рельсов относительно друг друга. Очень важно периодически проверять шаблон с помощью эталона и заботиться о его эксплуатации, чтобы избежать деформаций.