Москва, СВАО, Марьина Роща, ул. Складочная, д. 1
Казань, ул. Чернышевского, 33
Пн-Пт 8:00-17:00 sell@rosrels.ru
8 (800) 775-20-34
sell@rosrels.ru 8 (800) 775-20-34

Рельсовые скрепления, их назначения и виды

image

Рельсовые скрепления представляют собой элементы железнодорожной инфраструктуры, от которых зависит не только безопасность движения поездов, но и долговечность всего пути. Детали гарантируют надежное соединение рельсов с основанием, поддерживая необходимую геометрию и жесткость железнодорожного полотна. 

Виды железнодорожных рельсовых скреплений

Конструкция делится на два типа в зависимости от их назначения: промежуточные и стыковые.

Промежуточные рельсовые скрепления

Промежуточные рельсовые скрепления гарантируют надежности и долговечности железнодорожных путей. Они фиксируют рельсы к шпальной решетке, обеспечивая  стабильность и безопасность движения поездов. Раньше для этой цели использовались деревянные костыли, однако их недостатки, такие как подверженность вибрациям и необходимость частого обслуживания, привели к необходимости разработки современных решений.

Клеменно-болтовые (КБ)

Клеменно-болтовые установки являются одним из самых распространенных типов промежуточных рельсовых креплений. Устройство объединяет жесткие клеммы и болты, которые прижимают установку к шпале. Важными элементами этой системы являются 21 деталь, каждая из которых требует регулярного контроля. Обслуживание подразумевает подтягивание болтов, проверку жесткости прижимания клемм и замену изношенных компонентов. Этот механизм гарантирует хорошее крепление, но требует больших трудозатрат на обслуживание.

Железобетонные (ЖБР)

Железобетонные установки представляют собой усовершенствованный вариант КБ-скреплений. В их конструкции количество деталей сокращено до 16, что упрощает процесс обслуживания и снижает затраты на модернизацию железнодорожного полотна. Основным преимуществом ЖБР-скреплений является их упругость, которая уменьшает вибрационную нагрузку на устройство. Это продлевает срок службы элементов пути. В этой системе к установка осуществляется с помощью стальной скобы, фиксируемой болтом на металлической подкладке, которая интегрируется на этапе производства железобетонной шпалы.

Анкерные (АРС)

Анкерные крепления представляют собой наиболее надежный и долговечный вариант крепления рельсов к шпальной решетке. В отличие от предыдущих типов, они не требуют подкладки. Основной элемент конструкции — это несъемный рамно-арочный анкер, который забетонирован в железобетонную шпалу. Эта система гарантирует максимальную устойчивость рельсов к деформациям и вибрациям, что делает ее актуальной для участков с интенсивным движением. Анкерные крепления минимизируют необходимость в регулярном обслуживании, что снижает эксплуатационные расходы.

Стыковые рельсовые скрепления

Стыковые рельсовые скрепления представляют собой металлические элементы, предназначенные для соединения механизма в местах их стыка. Эти установки имеют сквозные отверстия, которые используются как болтовый механизм для надежной фиксации. Форма устройства фигурная, а контактные головки плотно прилегают к шейке рельса. Такие механизмы производятся в соответствии с ГОСТ 33184-2014, что гарантирует их соответствие определенным стандартам качества и безопасности.

Несмотря на то, что конструкции имеют ряд преимуществ, они уступают по своим эксплуатационным характеристикам бесстыковому железнодорожному полотну. Тем не менее, в России все еще существует множество устаревших железнодорожных путей, где продолжают использоваться такие установки. Это связано с экономическими факторами и необходимостью поддержания существующей инфраструктуры.

Классификация по назначению

С точки зрения назначения, установку можно разделить на два типа: раздельные и нераздельные.

Раздельные рельсовые скрепления монтируются с использованием прокладок, которые предварительно фиксируются к шпалам. В этом случае одна прокладка соединяется с рельсом, а другая – с шпалой. Такой гибкий подход конструкции улучшает распределение нагрузки, что важно на участках с высокой интенсивностью движения. Такой механизм чаще всего применяются в условиях, где требуется регулярная замена или регулировка механизма.

Нераздельные скрепления гарантируют жесткую фиксацию рельса к шпале. Здесь используется одна прокладка и один крепежный элемент, что упрощает процесс монтажа и демонтажа. Данный тип чаще всего используется на участках с низкой нагрузкой и минимальной необходимостью в регулировке устройства. Нераздельные крепления стабильны и надежны, что делает их идеальными для определенных условий эксплуатации.

Заключение

Рельсовые скрепления — элементы железнодорожной инфраструктуры, гарантируя безопасность и эффективность движения поездов. Понимание их назначения и видов помогает лучше оценить важность этих конструкций в общей системе железнодорожного транспорта. Надежные промежуточные и стыковые механизмы способствуют не только безопасности, но и долговечности железнодорожного полотна, что влияет на экономические показатели всего транспортного сектора.