Москва, СВАО, Марьина Роща, ул. Складочная, д. 1
Казань, ул. Чернышевского, 33
Пн-Пт 8:00-17:00 sell@rosrels.ru
8 (800) 775-20-34
sell@rosrels.ru 8 (800) 775-20-34

Типы железнодорожных рельс

image

Железнодорожные рельсы являются неотъемлемой частью инфраструктуры железных дорог, обеспечивая надежное и долговечное перемещение поездов. Компания «Русрельс» предлагает купить железнодорожные рельсы, соответствующие всем необходимым требованиям и стандартам. Итак, в статье рассмотрим различные типы железных дорог, их характеристики и стандарты, которые регулируют их производство и использование.

Классификация 

Изделия классифицируются по нескольким критериям, включая их назначение, тип стали, метод производства и длину. Основные типы включают ширококолейные, узкоколейные, крановые и рудничные рельсы.

Ширококолейные 

Ширококолейные рельсы используются для строительства железнодорожных путей общего назначения. Наиболее распространенные марки включают Р43, Р50, Р65 и Р75. Стандартная длина составляет 12,5 и 25 метров, используются для изготовления стрелочных переводов.

Узкоколейные 

Р18 и Р24 применяются в шахтах и карьерах, где требуется меньшая ширина колеи. Длина составляет 8 метров. Они обеспечивают надежность и долговечность в условиях ограниченного пространства.

Крановые 

КР70, КР80, КР100, КР120 и КР140 используются для подкрановых путей. Стандартная длина таких изделий составляет 11 метров. Они отличаются высокой массой и прочностью, что позволяет выдерживать значительные нагрузки.

Рудничные 

Р33 и Р38 применяются в подземных шахтах для передвижения вагонеток и небольших составов. Обеспечивают надежность и безопасность в условиях ограниченного пространства и повышенной влажности.

Типы стали и методы производства

Рельсы производятся из различных типов стали, включая мартеновскую, конвертерную и электросталь. В зависимости от способа выплавки могут иметь следующие обозначения:

  • Мартеновская сталь – маркировка М (неактуальна);
  • Конвертерная сталь – маркировка К;
  • Электросталь – маркировка Э.

Кроме того, изделия подвергают различными методами противофлокенной защиты, таким как изотермическая выдержка, контролируемое охлаждение и использование вакуумированной стали.

Категории качества

Изделия классифицируются по категориям качества, которые включают:

  • Высшее качество – маркировка В;
  • Термоупрочненные – маркировка Т1 или Т2;
  • Обычные (не прошедшие термическую обработку) – маркировка Н.

На готовые материалы наносятся дополнительные обозначения, указывающие на уровень исполнения и другие характеристики. Например, наличие одной или двух керн и ключей с молотком на торце головки указывает сорт, а литера «К» или «З» на шейке указывает на закалку концов или всего профиля соответственно.

Требования 

Для обеспечения безопасности и долговечности железнодорожных путей изделия должны соответствовать ряду требований:

  1. Максимальная длина плети: Чем длиннее плеть, тем меньше стыков, что уменьшает нагрузку на элементы пути и подвижные части составов.
  2. Утяжеленные конструкции: Рельсы для путей с высокими осевыми нагрузками и скоростями должны быть утяжеленными для обеспечения надежности и удобства монтажа.
  3. Жесткость и гибкость: Должны обладать достаточной жесткостью для сопротивления изгибу и гибкостью для предотвращения изломов при ударах колес.
  4. Вязкость металла: Металл должен быть достаточно вязким, чтобы предотвращать ломкость под ударно-динамическими воздействиями.
  5. Шероховатая поверхность катания: Обеспечивает хорошее сцепление между рельсами и колесами состава.

Действующие стандарты

Производство и использование ЖД регулируется рядом ГОСТов:

ГОСТ 19240-73 – сортамент элементов для обустройства путей;

ГОСТ 7173-54 – проектирование дорог для транспорта промышленного назначения;

ГОСТ 6368-82 и ГОСТ 6726-53 – для узкой и широкой колеи соответственно;

ГОСТ Р 51685-2013 – общий стандарт современного образца;

ГОСТ Р 53866-2010 – характеристики крановых рельсов.

Наличие болтовых соединений

При обустройстве бесстыковой или звеньевой колеи используются специальные накладки и болты для скрепления. Форма и расположение отверстий для болтов определяется технологией изготовления и не должны нарушать общую прочность металлоконструкции.

Условные обозначения на схемах и чертежах

Для унификации изделий металлопроката и предотвращения ошибок в производстве используются стандартные условные обозначения на схемах и чертежах. Основные значения включают:

  • B – ширина подошвы;
  • b (или b1) – размер головки;
  • h – высота шейки;
  • H – полная высота;
  • e – толщина шейки;
  • m – высота пера.

Размеры и длины стандартных ЖД рельсов

Железнодорожные рельсы в России имеют стандартные длины 12,5 и 25 метров. В других странах длина может значительно отличаться. Например, в Германии могут достигать 60 метров, в США – 11,89 и 23,96 метров, в Великобритании – 18 и 29 метров, а во Франции – от 18 до 36 метров.

Маркировка 

Каждый элемент маркируется буквенно-символьными и временными обозначениями, нанесенными краской. Маркировочные знаки включают:

  • Предприятие-изготовитель;
  • Месяц и год изготовления;
  • Тип;
  • Направление прокатки стрелкой.

Заключение

Железнодорожные рельсы являются ключевым элементом инфраструктуры железных дорог. Выбор типа изделий и их соответствие стандартам обеспечивает безопасность и долговечность железнодорожных путей.