Крестовины в железнодорожной отрасли представляют собой важные элементы стрелочных переводов для изменения направления движения поездов. Состоят из двух основных частей: сердечника и усовиков.
Сердечник крестовины — центральная часть, на которую приходится основная нагрузка при прохождении поезда. Он может быть изготовлен из различных материалов, таких как сталь или чугун, и имеет специальную форму, обеспечивающую плавное и безопасное прохождение колес.
Усовики — боковые части крестовины, которые направляют колеса поезда в нужное направление. Они также изготовлены из прочных материалов и имеют специальную форму, чтобы обеспечить надежное сцепление с колесами.
Назначение
Крестовины позволяют поездам менять направление движения, что особенно важно на станциях и разветвлениях. Они обеспечивают безопасность, предотвращая сходы с рельсов и другие аварии, оптимизируют маршруты движения, что способствует более рациональному использованию инфраструктуры. Их форма снижает износ колес, продлевая срок службы вагонов. Правильно спроектированные изделия позволяют поездам проходить с минимальными задержками и без значительного снижения скорости.
Виды крестовин
По конструкции крестовины могут быть:
- Цельнолитые. Изготавливаются из одного куска материала, обеспечивая высокую прочность и надежность. Они идеально подходят для участков с низкими нагрузками.
- Сборные с литым сердечником. Конструкции состоят из нескольких компонентов, где сердечник литья обеспечивает необходимую жесткость. Применяются на более нагруженных линиях.
Сборные из рельсов. Собираются из стандартных рельсов, что позволяет оптимизировать затраты и снизить время на установку. Они популярны на многих линиях.
По типу пересечения различают:
- Острые. Обычно используются на обычных линиях, где нет необходимости в больших углах пересечения.
- Тупые. Применяются в местах пересечения под тупым углом, что позволяет уменьшить скорость прохода поезда и повысить его безопасность.
- Прямоугольные. Предназначены для пересечений, образующих прямой угол, что обеспечивает плавный переход и минимизирует износ.
Марки крестовин
В зависимости от назначения и условий эксплуатации, элементы классифицируются по различным маркам, каждая из которых имеет свои особенности и ограничения.
На российских железных дорогах часто используются следующие марки: 1/6, 1/9, 1/11, 1/18, 1/22 и обозначают угол пересечения путей и, соответственно, влияют на скорость движения поездов. Например, 1/6 и 1/9 применяются в для грузового движения, где допустимые скорости ниже, чем на пассажирских маршрутах. В то время как 1/11, 1/18 и 1/22 предназначены для высокоскоростных пассажирских поездов, что помогает им поддерживать оптимальную скорость при переходе с одного пути на другой.
- Различные марки имеют свои ограничения в зависимости от типа движения и назначения путей. На главных и приемо-отправочных путях, предназначенных для пассажирских поездов, максимальная допустимая марка крестовины составляет 1/11.
- Для стрелочных переводов с крестовинами марки 1/9 движение пассажирских поездов разрешается только по прямому пути. Это ограничение связано с необходимостью поддерживать безопасность и стабильность движения на таких участках.
- Грузовые составы могут использовать крестовины не круче 1/9, а симметричные — не круче 1/6. Это гарантирует надежность и безопасность грузовых перевозок, которые, как правило, менее скоростные, чем пассажирские.
- Стрелочные переводы на других путях, как правило, имеют марки не круче 1/8, а симметричные — не круче 1/4,5. Эти параметры обеспечивает необходимую гибкость и адаптивность системы для различных типов движения.
Развитие железнодорожных крестовин направлено на их улучшение и адаптацию к современным требованиям. С каждым годом новые технологии и материалы позволяют создавать более надежные и долговечные конструкции, способные справляться с растущими нагрузками и скоростями. Благодаря этому железные дороги продолжают оставаться основным средством передвижения для миллионов людей по всему миру.