Пн-Пт 8:00-17:00

sell@rosrels.ru
Заказать звонок

Старогодние рельсы: что это такое и зачем они нужны – описание, применение и группы износа

image

Старогодние рельсы — это прокатные изделия, которые используются при реконструкции железной дороги. Они снимаются с одной линии и монтируются на другую, радикально улучшая эффективность использования рельсового транспорта. 

Отличие старогодних рельсов от элементов ВСП (высокоскоростного пути) первой укладки заключается в их состоянии. Новые рельсы ВСП представляют собой направляющие для главных путей, имеют определенную наработку тоннажа и рассчитаны на длительный срок службы. В отличие от них, старогодние рельсы уже были использованы на других участках железной дороги и имеют различные дефекты, определяющие их техническое состояние. 

Важно отметить, что старогодние рельсы делятся на несколько групп в соответствии с их техническим состоянием. Группы – I, II, III и IV — определяются в зависимости от приобретенных дефектов и степени износа. 

Группа I объединяет рельсы с наименьшим износом и наиболее подходящие для повторного монтажа на новую линию. Группа II включает рельсы с некоторыми дефектами, но все еще пригодные для повторного использования. Группа III состоит из рельсов с более значительными дефектами, которые могут требовать некоторых ремонтных работ перед повторным монтажом. И, наконец, группа IV включает рельсы, которые не подлежат повторному монтажу, так как их техническое состояние не соответствует требуемым стандартам безопасности и надежности. 

Использование старогодних рельсов позволяет существенно сэкономить ресурсы при реконструкции железных дорог. При этом, их возможно повторно использовать на других участках, что способствует эффективному использованию рельсового транспорта и снижению затрат. Кроме того, переработка старых рельсов является экологически более дружественным подходом, поскольку их повторное использование сокращает необходимость производства новых изделий.

Старогодние рельсы: зачем нужны

Старогодние рельсы — это старые, но отремонтированные железнодорожные рельсы, которые используются повторно. Почему же они остаются актуальными и укладываются снова? Вот две основные причины:

Экономия стоимости: Старогодние рельсы обходятся дешевле, чем новые. Если закупать и использовать их в больших объемах при обустройстве железнодорожных путей на неглавных линиях, можно серьезно сэкономить. При этом качество и безопасность пути не страдают.

Проблема утилизации: Вместо уничтожения металлических конструкций, которые еще пригодны к использованию, старогодние рельсы могут быть повторно уложены на менее нагруженных участках железнодорожных линий. Это исключает необходимость в поиске способов утилизации и сокращает экологическую нагрузку на окружающую среду.

Перед повторной укладкой старогодних рельсов выполняется анализ исходя из типа и категории профиля, а также соблюдаются актуальные нормативы. Например, бесстыковые пути требуют укладки плетей длиной 800 м, а отремонтированные рельсы должны иметь длину 12,5 или 25 м с максимальным отклонением ± 6 мм. Соседние элементы железнодорожного полотна должны быть скреплены в соответствии с болтовыми отверстиями, при этом требуется просверлить по 3 отверстия с каждого конца.

Стандартная наработка рельсов зависит от их типа и составляет от 200 до 800 млн тонн брутто для рельсов типа Р65, от 200 до 300 млн тонн для Р43, и от 300 до 500 млн тонн для Р50. Однако фактические показатели наработки зависят от нагрузки на путь и категории колеи. Если движение по ветке интенсивное, с проездом более сотни поездов в сутки, скоростью более 120 км/ч и рекуперативным торможением, то допускается уменьшение указанных наработок на 5%.

Технические требования к старогодным рельсам 

Технические требования к старогодным рельсам включают несколько аспектов, которые должны быть соблюдены при их использовании на железнодорожных путях в РФ.

Во-первых, все старогодные рельсы должны соответствовать требованиям, установленным в трех технических условиях (ТУ). Эти ТУ определяют порядок ремонта, характер проведения сварки и последующее использование рельсов на железнодорожных путях. При выполнении ремонта и сварки рельсов необходимо соблюдать указанные требования.

Во-вторых, для перекладки старогодных рельсов в звеньевых плетях достаточно использовать широкие термоупрочненные профили, такие как Р65 и Р75. Эти профили обладают необходимой прочностью и износостойкостью для использования на железнодорожных путях.

В-третьих, каждая собранная партия старогодных рельсов должна быть снабжена паспортом. Этот документ составляется для каждой партии и содержит информацию о группе годности рельсов. Паспорт подшивается в шнуровую книгу, где он хранится в течение пяти лет. Это позволяет систематизировать учет старогодных рельсов и обеспечить их отслеживаемость.

Для фрезеровки головки или профильной строжки старогодных рельсов используется сторона, которая ранее была нерабочей. Восстановленные рельсы монтируют таким образом, чтобы обработанная поверхность находилась внутри колеи. Это позволяет осуществить смену канта рельсов.

Важным моментом является количество сварных швов на прокатном изделии. Для 25-метровой рельсы допустимо иметь 2, 3 или 4 сварных шва для I, II и III категорий соответственно. Для 12,5-метровой балки допускается наличие 2 сварных швов при любой степени износа. Расстояние между стыками сварных швов должно быть не менее 3 метров.

Правила приемки и комплектации

Правила приемки и комплектации являются важным этапом в процессе транспортировки и использования рельсов и металлоконструкций на железнодорожном транспорте. Согласно Указаниям об использовании рельсов на ЖД МПС РФ, утвержденных в 2000 году, данный процесс осуществляется представителем предприятия, на которое направляются рельсы, и работником, ответственным за комплектацию.

Перед транспортировкой прокатных изделий необходимо заранее согласовать объем с заказчиком. Каждый факт погрузки-выгрузки, осуществляемый полувагонами или парами платформ, должен быть подтвержден транспортными накладными. Это требование гарантирует прозрачность и надежность процесса транспортировки, а также позволяет контролировать количество и качество поставляемых рельс.

Когда рельсы поставляются с баз путевых частей или машинных станций, они могут быть укомплектованы сразу с подкладками и стыковыми скреплениями. Это упрощает процесс монтажа и установки данных конструкций на месте назначения, так как не требуется дополнительного времени и ресурсов для приобретения и установки данных элементов.

Однако, в случае нарушения условий приемки и комплектации, например, если профили не соответствуют требованиям технических условий или отсутствует необходимая документация, потребитель имеет право направить рекламацию второй стороне. Это позволяет обеспечить соблюдение стандартов качества и безопасности при использовании рельсов и металлоконструкций.

Использование старогодных рельсов

Использование старогодных рельсов осуществляется на основании Указаний по эксплуатации на ЖД МПС РФ, составленных в 2000 году. Согласно их положениям, при повторной монтаже направляющих необходимо учитывать расположение маркировки на их шейке. Предполагается, что эта маркировка указывает на рабочую грань рельса, поэтому она должна располагаться внутрь колеи.

Для пополнения покилометрового запаса или устранения повреждений используются профили, которые должны совпадать с уже уложенными рельсами по типу, длине и степени износа. Это означает, что при замене рельсов необходимо выбирать такие же рельсы, которые соответствуют уже установленным и имеют одинаковые характеристики.

Использование старогодных рельсов имеет свои преимущества. Во-первых, это позволяет сэкономить средства, так как старые рельсы могут быть использованы повторно. Вместо того чтобы покупать новые рельсы, можно использовать уже имеющиеся, которые соответствуют требованиям указаний по эксплуатации.

Во-вторых, использование старых рельсов помогает поддерживать непрерывность движения поездов. При замене рельсов возникает необходимость временно останавливать движение поездов, что может привести к задержкам и неудобствам для пассажиров. Использование старых рельсов позволяет проводить замену поэтапно, минимизируя простои и обеспечивая бесперебойное движение поездов.

Однако, необходимо учитывать, что старые рельсы могут быть изношены, что может снизить их прочность и безопасность. Поэтому перед повторным монтажом необходимо провести тщательный осмотр и проверку рельсов на наличие дефектов. Если рельсы имеют серьезные повреждения, то их следует заменить новыми.

Применение старогодних рельсов

Применение старогодных рельсов зависит от их годности, класса, способа эксплуатации и проведенных восстановительных мероприятий. Термоупрочненные рельсы Р65 и Р75 могут быть повторно уложены без ремонта и использоваться для одиночной или сплошной замены рельсов. Они также могут быть использованы при капитальной починке колеи.

Рельсы групп годности I-П, I-ШП, II-П, II-ШП, III-П, III-ШП предназначены для использования на любых ЖД-линиях/

Репрофилированные прокатные изделия I-III категории могут быть точечно размещены для восстановления отдельных участков полотна, если их наработка на тоннаж не превышает 100 млн тонн. Однако их запрещено укладывать снаружи нитей кривых с радиусом менее 650 метров.

Если колея имеет класс 4 или выше, запрещено укладывать закаленные и не прошедшие термическое упрочнение рельсы . Разрешена только сплошная замена и только на участках, где ранее использовались незакаленные рельсы . 

Срок службы

Срок годности старогодных рельсов является важным фактором при планировании и обслуживании железнодорожных путей. В зависимости от группы годности рельсов, определенные нормативы указывают на их ресурс и наработку на отказ.

Согласно актуальным нормативам, рельсы 1 группы годности способны прослужить до 400 миллионов тонн груза. Однако, при первом периоде эксплуатации, необходимо достичь наработку на отказ в сумме 900 миллионов тонн. Это означает, что рельсы 1 группы годности должны быть использованы в течение нескольких периодов эксплуатации, чтобы достичь этого показателя.

У рельсов 2 группы годности показатели уже скромнее и равны 300 миллионам тонн. Это означает, что они имеют более короткий срок службы по сравнению с рельсами 1 группы годности. Рельсы 2 группы также требуют необходимости наработки на отказ в указанной сумме для обеспечения безопасности и надежности железнодорожного пути.

Рельсы 3 группы годности имеют еще более скромные показатели и могут прослужить до 200 миллионов тонн. Это указывает на их ограниченный срок службы и требование более частого обслуживания и замены.

Однако, помимо ресурса и наработки на отказ, важным фактором является также частота появления дефектов. Рельсы должны соответствовать ТУ на ремонтные работы и планово-предупредительные мероприятия по выправке пути. Это гарантирует безопасность движения по железнодорожным путям и предотвращает возможные аварии и происшествия.

Маркировка

Маркировка старогодных рельсов является целой системой знаков, которая предоставляет информацию о основных параметрах этих рельсов. Эта система помогает работникам железнодорожного транспорта и специалистам в области инфраструктуры определить характеристики и состояние рельсов.

Первый параметр, который можно определить по маркировке, — это годность рельсов. Количество вертикальных линий на маркировке указывает на годность рельсов. Первая группа рельсов получает одну черточку, вторая – две, третья – три. Таким образом, можно определить, сколько лет рельсы были использованы и насколько они изношены.

Следующий параметр — термоупрочнение. Рельсы могут быть обработаны по всему сечению, по поверхности или не подвергаться воздействию. Если рельсы обработаны по всему сечению, на маркировке наносится буква “У”. Если обработка проводилась только на поверхности, используется обозначение “ПУ”. В случае, если рельсы не подвергались термоупрочнению, на маркировке будет указано “Н”.

Для всех тяжелых профилей рельсов указывается также тоннаж. Тоннаж округляется до ближайшего десятка. Например, если через данный элемент ВСП (верхнего строительного пути) прошло 496 миллионов тонн брутто, на маркировке будет указано 500.

На маркировке указывается номер пути снятия рельсов. Это может быть 1-й, 2-й, 3-й и так далее. Этот параметр помогает определить, с какого пути были сняты рельсы. Маркировка старогодных рельсов может выглядеть следующим образом: I-ПУ-500-4. Здесь “I” означает первую группу рельсов (одна черточка), “ПУ” указывает на то, что рельсы обработаны по всему сечению, “500” — тоннаж рельсов (округленный до ближайшего десятка), а “4” — номер пути снятия рельсов.

Итак, мы рассмотрели старогодние рельсы, описание сферы применения, выгоду использования, сроки годности и подчеркнули особенности их маркировки.